

Средства выразительности речи позволяют выстроить у реципиента широкое ассоциативное поле, а также наглядно представить некие события и явления.
Лексические средства: тропы. Метафора, Аллегория, Гипербола, Лексический повтор, Ирония, Литота, Метонимия, Окказионализмы, Олицетворение, Перифраз, Сарказм, Сравнение, Синекдоха, Эпитет, Синонимы, Антонимы, Архаизм.
Синтаксические средства: Анафора, Антитеза, Градация, Инверсия, Композиционный стык (лексический повтор), Многосоюзие, Оксюморон, Парцелляция, Риторические приёмы (риторический вопрос, риторическое обращение, восклицательные частицы, цитаты, вопросно-ответный ход), восклицание, обращение, Ряды, парное соединение однородных членов, Синтаксический параллелизм, Умолчание, Эллипсис, Эпифора.
Фонетические средства: звукопись. Аллитерация, Ассонанс, Градация.
Евин И.А. «Синергетика мозга», 2005
(отрывок из книги)
«Метафора, образующая связи между образами и понятиями разной природы, — важнейшее свойство Искусства. Видимо, такие межчувственные сравнения помогают человеку точнее и полнее вербализовать и передать другим свои образные Психические переживания.
Наш повседневный язык насквозь синестетичен: «яркий голос», «пронзительный взгляд», «кричащие краски», «острый звук», «матовый тембр», «теплый цвет», «легкая музыка».
Термин «синестезия» появился в науке около ста лет назад. Синестезией называется одновременное возникновение ощущений разной природы (модальности) при воздействии мономодального раздражителя.
Сейчас различают около 50 форм синестезии. Наиболее распространенная Форма — цветовые ощущения, вызванные звуками. Встречаются и очень редкие, например, ассоциация букв с мужским и женским полом.
Особенно хорошо известны проявления синестезии в искусстве. Это поэтические тропы межчувственного содержания; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой. Явление «цветного слуха» стало основой светомузыкального направления в искусстве. К синестетическим Метафорам часто прибегают в поэзии «< . . . и гудят, как шмели, золотые глаза» — А. Вознесенский), в литературе (по мостовой порхнуло ярко-румяное кукареку» — Г . Санников).
Дэниел Пинк, Новый мозг
В нашем многогранном мире развитое восприятие метафоры – это свойство целостного сознания, которое многие когнитивисты называют «творческой рациональностью», и оно все больше повышается в цене. Каждое утро, выйдя из объятий Морфея и включив свет, мы уже знаем, что большую часть времени нам придется барахтаться в водовороте информации и цифр. Некоторые компьютерные программы способны систематизировать эти разрозненные частички и выстраивать из них модели. Однако только человеческий мозг умеет мыслить метафорически и видеть взаимосвязи, которые компьютер никогда не сумеет заметить.
Кроме того, в эпоху изобилия, когда на коне оказываются те, кто умеет придумывать нечто новое и привлекательное, искусство создавать метафоры становится жизненно важным. Жорж де Местраль, к примеру, заметил, как колючки репейника цепляются за шерсть его собаки, и в его воображении возникла метафора – идея о липучке Велькро. Компьютер никогда бы так не смог. «Все, что вы творите, есть материализация чего-то иного; в этом смысле все, что вы творите, обогащено метафорой», – пишет хореограф Твайла Тарп. Она поощряет других развивать свой «метафорический коэффициент» – MQ, потому что «для творчества MQ ценен не менее, чем IQ».
«Метафора – кровь всякого искусства».
Твайла Тарп Метафорическое мышление важно еще и потому, что оно помогает нам понимать других. Этой причины достаточно, чтобы маркетологи дополняли количественные исследования качественными, позволяющими заглянуть в метафорику потребительского сознания.
«Самопознание, – утверждает Лакофф, – в большой степени связано с поиском удачной персональной метафоры, через которую наша жизнь обретает смысл».