Понятие Креативный менеджмент, конечно, английское. По-русски, это творческое управление. Введено было это понятие на Западе в противовес и в развитие обычному/традиционному менеджменту. И дело, конечно, в улучшении, в ускорении работ, в выходе на другой уровень управления, в большей прибыли.

Отличительная черта – знание и активное применение менеджерами (управляющими) принципов так называемого Creative Problem Solving (CPS)Креативного (творческого) решения проблем. По времени – это ориентировочно 30-50-е годы прошлого века, т.е. время введения мозгового штурма Алексом Осборном и создания/распространения CPS (по-русски: Си-Пи-Эс) вместе с Сидом Парнсом. Сразу давайте вспомним, что мозговой штурм отменил/отодвинул критику, т.е. снял негативизм.

Мы к этому вернемся, а теперь представьте себе ситуацию: приближается праздник, управляющий собирает работников и говорит, сегодня нам нужно 100-150 вариантов украшений магазина, я думаю, метод Фокального объекта вполне для этого подойдет. Томас, Вы проведете сессию? А я пошел к начальнику.

Видите? И знание методов Си-Пи-Эс и умение применять.

А вот типичное второе следствие – через некоторое время работники ПРИВЫКАЮТ к тому, что реакция на ВСЁ должна быть положительной по форме – негатив-то запрещен!

Жизненный пример для наглядности:

Приходим однажды в огромный супермаркет, закупаемся, и вдруг жена говорит: «Смотри!» Я глянул, а там два огромных торта по 2 цента. Так и написано:  $0.02. Я говорю, берём один и проверим реакцию. Она говорит, это ошибка. Берём, кладём в тележку, едем на кассу, там я показываю кассиру, она пробивает и говорит, компьютер показывает всё в порядке. И улыбается. Я говорю, Вы менеджеру-то сообщите. Явно ведь что-то не так. Она вызывает менеджера. Подходит дама. Смотрит, видит явную несуразицу и произносит.

Вот тут, как преподаватель, я бы остановился и дал студентам написать, что она произнесла.

И потом разобрали бы, кто есть кто.

Итак:

Креативный (созидающий) менеджер:

  • О! Всё в порядке! Пожалуйста, забирайте этот торт. Я сейчас пойду и проверю другой. Спасибо, что вы нам об этом сказали. Джесси, очень хорошо, что ты проверила всё на компьютере и позвала меня. Всего доброго, заходите еще!

Обычный менеджер:

  • Хм? Надо исправить. Вы же понимаете, что это кто-то забыл добить 3 нуля? Конечно, цена – 20 долларов. Брать за 20 будете? А тебе, Джессика,  надо повнимательнее быть – еще до того, как тыкать в кнопочки. Ну, ладно, я всё исправила, торт отнесу на место.

Деструктивный менеджер:

  • Ну, это НИКУДА НЕ годится. Явная ошибка. Нас НЕ проведешь. Дураков НЕТ. Такиж цен НЕ бывает. Мисс Фолмар, еще раз НЕ заметите такую оплошность, НЕ получите премию. Пробейте им быстро всё без торта. НЕЧЕГО тут! Ишь, торт им за 2 цента! А машину за цент НЕ хотите?

Как Вы думаете, куда я приду ещё? Где я истрачу ещё сотни и тысячи долларов? А кто не увидит больше моего ботинка в своей двери, потеряв сотни и тысячи будущего дохода? Да я ещё и друзьям расскажу, а жена — по интернету распространит. Смотришь, бизнес-то и обанкротился… А почему? На обучение Креативному менеджменту ДЕНЕГ и ВРЕМЕНИ не посчитали нужным запланировать.

Первый 5-томник «Креативный менеджмент» был опубликован Центром креативных исследований Академии Наук СССР в 1991 году, когда ещё и понятие менеджмента было в новинку.

Автор: А.Г. Алейников, Президент Международной Академии Гениальности, 2019 г.