Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов».

Формула дополненная для других сфер деятельности:

Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения (тренингов) педагогическое (тренировочное) воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый (работник) переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал (рабочий или тренировочный материал) переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов. (А.Г.Алейников. Креативная педагогика. 1989)